Великий путь соединял Восток и Запад. Его развитие способствовало образованию новых государств, городов, памятников истории, обычаев. Основателем принято считать китайского дипломата Чжан Цянь. А назвал его «Шелковым» Марко Поло. В первую очередь, эта дорога использовалась для вывоза из Китая шелка, но также по ней провозили иные товары. Великим стали называть из-за того, что он оживил торговлю в государствах, городах, в которые заходили караваны.
Формирование
Караванные дороги Шелкового пути сформировались во II веке до н.э., однако еще в III тысячелетии до н.э. здесь был проложен «лазуритовый путь», а затем «нефритовый». Позже они слились. Лазурит попадает в Китай, а шелк в Персию, долину Инда.
Эта дорога была опасна и занимала много времени. Часто караваны проводили в дороге 250 дней, а то и год. В путь отправлялись не только торговцы, но и художники, философы, писатели, просто путешественники, желающие посмотреть мир. Чаще всего для перевозок использовали верблюдов. Ведь большая часть дороги проходила по пустынной территории, раскаленным пескам.
Из-за большой протяженности Шелковый путь контролировался разными государствами. Однако, существуют три периода, когда он находился под контролем одного государства:
- ● Тюркский каганат. VI век.
- ● Империя Чингисхана. XIII век.
- ● Империя Тамерлана. XIV век.
Долго держать столь большую территорию под единым контролем довольно сложно.
Главные маршруты
Шелковый путь – система дорог. Маршруты могли изменяться, дополняться. Однако можно обозначить две главные трассы:
- ● Южная. Начало бралось на севере Китая, затем Средняя Азия, Ближний Восток, Индия.
- ● Северная. Начало бралось на севере Китая, затем Памир, Приаралье, Нижняя Волга, бассейн Черного моря.
Соединялись промежуточными маршрутами. Со временем появилось много ответвлений. Главенство дорог нередко менялось. А общая протяженность Шелкового пути – около 10 000 км.
Закат
Считается, что причиной заката стало развитие торгового мореплавания (XIV-XV века). Торговые суда стали ходить вдоль побережий Ближнего Востока, Южной, Восточной Азии. Плюсы были очевидны:
- ● По морскому пути можно было добраться до нужного города или государства в два раза быстрее.
- ● Корабль перевозил столько товаров, сколько под силу перевезти 1000 верблюдов.
- ● Морской путь был более безопасен.
К XVI веку путь прекратил существование, но некоторые маршруты между Средней Азией и Китаем использовались еще до XVIII века.
Значение Шелкового пути для истории
Шелковый путь вывел на новый уровень отношения между разными народами. Это был огромный толчок в развитии торговли, дипломатических отношений.
Также Шелковый путь стал причиной других положительных изменений:
- ● Знакомство европейцев с новыми товарами (шелк, бумага, специи). Это дало толчок в развитии книжного производства, ткачества, фармацевтики.
- ● Новые географические знания. Появилось представление о размерах Евразии, особенностях разных стран.
- ● Сближение культур в результате постоянных связей.
Накопление такого опыта стало мощным толчком в развитии многих стран. Поэтому Шелковый путь является важным звеном в развитии мировой истории.