Откуда в космосе запахи и чем он пахнет?

Чем пахнет космос? Казалось бы абсурдный вопрос, ведь в вакууме по логике не должно вообще ничем пахнуть. Тем не менее космос может пахнуть самыми разными веществами, даже нафталином или этиловым спиртом. Странно не так ли? Тем не менее внушительные скопления молекул этих веществ давно обнаружены учеными в разных уголках нашей галактики.

Что касается астронавтов, то на их взгляд космос имеет множество самых разных запахов: от запаха горелой мусорной свалки до запаха пластика и прочих материалов, используемых для изготовления внутренней обшивки кораблей и приборов.

Откуда в космосе все эти запахи?

Понятное дело, что так называемые космические запахи астронавт способен уловить только в весьма ограниченном пространстве: атмосфере орбитальной станции, космического корабля или другого пилотируемого космического аппарата.

Их источниками могут быть:

• ● материалы внутренней обшивки;
  • ● компоненты топлива;
  • ● элементы деталей приборов;
  • ● пища;
  • ● разные химические реактивы, применяемые в научных экспериментах;
  • ● отходы жизнедеятельности членов экипажа (пот, частички эпидермиса);
  • ● вещества, попавшие в атмосферу корабля в результате внештатных ситуаций;
  • ● периодические сбои в системе воздушной регенерации.

Кроме того источником запаха может стать даже деятельность, проводимая вне корабля. Например, астронавт при выполнении задания в открытом космосе оказался рядом с ракетными двигателями и случайно задел скафандром остатки выхлопов, в изобилии осевших на обшивку. Эти смолистые вещества весьма устойчивы к вакууму и ультрафиолету, да и благоухают они совсем не фиалками.

Космическое обоняние

Давно уже доказано, что запахи в космосе ощущаются совсем по иному, чем на Земле. Почему? Во‐первых, существует сильное отличие замкнутой атмосферы даже с мощной системой регенерации воздуха от любого хорошо проветриваемого помещения на Земле. Во‐вторых, в состоянии невесомости вся жидкость в человеческом теле приливает к верхней части туловища, из-за чего нарушается работа рецепторов обоняния. В-третьих, исследования показали, что чувствительность космонавтов к запахам в замкнутом пространстве может резко измениться и то, что в земных условиях почти не ощущалось, в космосе может приносить людям серьезный дискомфорт.

По этой причине руководством космических программ строго регламентируется перечень вещей, которые члены экипажей могут взять с собой на борт. Однако человеческая природа неподвластна указаниям сверху, даже если намерения руководства были самые благие.

Например, американские астронавты нередко игнорировали подобные запреты и приносили на борт кораблей обычную еду, выпивку, за что неоднократно получали взыскания. Кстати, все тем же опытным путем стало понятно, что именно обычные продукты на борту космических аппаратов могут источать более неприятные запахи нежели немытое человеческое тело.

Миссия по избавлению от запахов

Неприятные запахи, ощущаемые на протяжении длительного времени могут серьезно повлиять на самочувствие всех членов экипажа и даже повлечь за собой негативные последствия. Судя по официальным данным ни один пилотируемый полет не прерывался по этой причине. Однако, есть информация, что именно неприятные запахи заставили прекратить в 1976 году экспедицию корабля «Союз-21» в составе которой на борту орбитальной станции «Алмаз-3» работали космонавты Виталий Жолобов и Борис Волынов.

Во время полета оба космонавта почувствовали резкий запах токсичного ракетного топлива. При этом газоанализатором никаких отклонений от нормы выявлено не было. Тем не менее самочувствие космонавтов постоянно ухудшалось и с Земли разрешили прекратить полет за 11 дней до его завершения согласно плану. После этого случая задача создания на борту космических аппаратов комфорта в плане разных запахов является равносильной по важности задаче относительно безопасности космического полета. Для поглощения посторонних запахов они обязательно оборудуются специальными поглотителями.

Однако, как показывает опыт, полностью избавиться от всех запахов очень сложно, ведь повысить производительность поглотителей и мощность вентиляционных систем мешают технические ограничения, регламентирующие мощность энергосистемы. По этой причине специалисты, которые занимаются подготовкой полетов, пошли другим путем: они просто загнали запахи в тщательно проработанные рамки.